Гештальт и Дзен
ГЕШТАЛЬТ
И ДЗЕН
В.
Филипенко
Я долго думал, как я построю
свое выступление, ведь невозможно,
за 20 минут рассказать о Дзен-буддизме и Гештальт-терапии. И решил
просто рассказать Вам несколько реальных случаев из жизни Ф.Перлза,
основателя Гештальт терапии и мастеров
дзен.
Но,
учитывая, что наше собрание носит
академический характер
несколько слов о значении двух этих слов все таки необходимо сказать.
На самом деле гештальт-терапии - это одно из молодых направлений
психотерапии, а дзен-буддизм - это одно из
молодых направлений буддизма.
Гештальт
- слово немецкое, оно
употребляется во всем мире, так как точных эквивалентов в других языках
у него нет.
"Gestalten" означает "облечь в форму, придать значимую структуру".
Другими словами целое - нечто иное, чем простая сумма
его частей.
Что
такое Дзен? Дзен - это японское
произношение китайского слова "Чань", а "Чань" - сокращение
первоначального
фразы "Чань - На" - искажение произношения санскритского слова
"Дхьяна". Итак "Дзен" неправильное произношение другого неправильного
произношения.
Каково
название таковы и методы,
состоящие порой из непонятного
языка, сбивающего с толку поведения и удивительных методов, которые
применяют дзен-буддисты и гештальтисты.
Гештальт
и дзен побуждают меня,
прежде всего, лучше узнать и принять
себя таким, какой я есть на самом деле, не принуждая к изменениям в
соответствии с некой идеальной индивидуальной или социальной,
внутренней или внешней, философской или
моральной, политической или религиозной образцовой моделью.
Прежде всего стать самим собой, и только после стать другим в этом
заключается "парадоксальная теория изменения в Гештальте".
Фриц
Перлз писал: "При успешном
лечении невротик пробуждается от
своего транса или миража. В дзен-буддизме подобный момент называется
Пробуждением или Сатори. В течении Гештальт
-терапии пациент переживает множество малых пробуждений. Приходя в
чувство, он чаще видит мир ярко и ясно".
Притча о табличке.
Однажды
в Исалене Фриц сидел и курил
под табличкой "не курить". Студенты из его группы подошли и спросили:
"Что дает
Вам право курить там, где нам нельзя Фриц?" Медленно, разделяя
слова с удовольствием выдуваемыми колечками дыма , Фриц ответил: "Я ни
имею права курить, ни не имею права курить. Я
просто курю".
Грязная дорога.
Тандзан
и Экидо шли однажды по
грязной дороге. Лил проливной дождь. Проходя мимо перекрестка, они
встретили красивую
девушку в шелковом кимоно и шарфе, которая не могла перейти
рытвину.
"Идем
девушка,"- сказал Тандзан сразу
же. Он взял ее на
руки и перетащил через грязь.
Экидо
ничего не сказал и молчал до
тех пор, пока они не
подошли к храму. Больше он не мог сдерживаться и сказал, "Нам
монахам, надо держаться подальше от женщин, особенно от молодых и
красивых. Они опасны. Зачем ты сделал это?
"Я
оставил девушку там, - сказал
Тандзан, - а ты все еще
тащишь ее?" (4).
Гештальт-подход
в отличии от
психоанализа с одной стороны
и бихевиоризма с другой, представляет из себя третий путь. Он
предлагает не понять, не научиться, а экспериментировать с
целью максимального расширения нашей свободы выбора и ответственности
за него.
История о поезде.
Мужчина
видел во сне людей уезжавших
на поезде. Сначала
он махал им руками,, затем отождествился с ними, и нечего не
происходило. Когда он отождествился с поездом, казалось появилось
больше энергии, Затем Фриц предложил стать ему вокзалом.
И человек сказал, "Я старомоден и несколько устарел - об уходе
за мной не слишком заботятся, не вытирают пыль и не убирают
мусор - люди приходят и уходят, используют меня как им нужно,
но меня-то как такового собственно не замечают". Он заплакал,
и в течение дальнейших нескольких минут стали понятны все нынешние и
минувшие удары его жизни.
Дзен
и гештальт говорит о том же, что
истина не может быть
преподана или прочитана, в этом наша свобода и одиночество.
Бодхидхарма и император.
Бодхидхарма,
первый патриарх дзен в
Китае, прибыл в страну
из Индии в 6 веке, Император У династии Лян пригласил его ко
двору. Он был благочестивым, набожным буддистом, он изучал
сутры и практиковал такие добродетели, как щедрость и смирение. При
встрече император спросил:
— В книгах много говориться о высочайшей и святейшей истине.
Достопочтенный учитель
поведайте мне эту истину.
— Всеобьемлющая пустота и ничего святого, — ответил
Бодхидхарма.
— Если во всеобъемлющей пустоте абсолютной истины нет ничего
святого и
высокого, кто же тогда стоит здесь передо мной? — спросил
император.
— Не знаю, ваше величество, — ответил Бодхидхарма.
Император не понял смысл слов патриарха, и тогда Бодхидхарма покинул
Дворец и поселился на севере страны.
Впоследствии
император понял, что
упустил редкую возможность
проникнуть в тайны реальности. На могиле Бодхидхармы по
указанию императора были высечены следующие слова: "Увы, я видел его,
встречался и разговаривал с ним, но не смог его понять. Какая жалость.
Но теперь уже поздно. Время не повернешь
вспять."
Свое
послание в века император
закончил стихотворением:
До тех пор пока ум пребывает на уровне
относительности.
Он не может покинуть чертоги тьмы.
Но стоит ему потерять себя в Пустоте,
И он тут же возноситься на престол
просветления.
Гештальт
открыт всем людям, которые
стремятся выявить и
развить свой скрытый потенциал, перейти просто от существования к
максимальной полноте жизни, к новому качеству бытия.
Перлз ратовал за терапию с вызывающим названием "терапия нормальных
людей".
Суть
Гештальта, впрочем как и Дзена
состоит не в его техниках и теориях, а в его общем духе.
Маленькие истории.
Однажды
Эверет Шострам спросил,
какова цель Гешталь-терапии, в ответ Фриц сказал, "Цель Гештальт
-терапии пробудить
людей от кошмара".
Однажды
пациентка долго описывала
свой страх одиночества.
Ну, например "Если я одна, значит люди ..." Фриц в конце концов
сказал, "Чувство одиночества - это быть одному плюс поток
дерьма". Как бы не было болезненно одиночество, м как бы не
было грубо слово дерьмо - полезно и ценно увидеть, что боль в
конечном итоге человек причиняет себе сам.
Чаньский
наставник Линьзци Хуэйчжао
из Чжэньчжой обращаясь к собранию сказал: "Изучающие Путь! Дхарма
(истина, закон)
не нуждается в специальной практике (морально-психологического
совершенствования). Чтобы постичь ее, необходимо лишь обыденное
не-деяние, испражняйтесь и мочитесь, носите свою обычную
одежду и ешьте свою обычную пищу, а когда устанете - ложитесь
спать. Глупый будет смеяться надо мной, но умный поймет!"(1).
Как
в гештальт-терапии, так и в Дзен
есть техники и упражнения. В Дзен это коаны, в гештальте - игры,
встречи, лепка,
рисунок, да впрочем все. Давайте обратимся к опыту дзен.
Например
монах спросил, "Что означает
приход Бодхидхармы с
Запада?" (иначе говоря "Что такое истина?"). Мастер ответил:
"Кипарис во дворе". Другой мастер сказал: "От долгого сиденья
наступает изнурение", или "Я хочу сказать Вам, когда горный
поток течет вспять".
Почему
ответы столь парадоксальны?
Истина
везде и всепроникающа.
Кипарисовое дерево, воющая
собака, горный поток все они полны жизни в "здесь и сейчас".
Смысл прихода Бодхидхармы разъяснить эту универсальность Истины, а цель
мастера выбить ученика из колеи привычного логического мышления.
Что
бы полностью расшифровать эти
загадки необходимо получить прямой
личный опыт в самом дзен или гештальт-терапии. Давайте и попробуем это
сделать прямо сейчас.
"Роза есть роза, которая есть роза".
"Улыбка Махакашьпы"
***
Однажды в Исалене человек
прорабатывал сон, который казался неправдоподобно скучным. Фриц
соскальзывал все ниже и
ниже в кресле и вскоре стал похрапывать. Человек был озадачен
и когда понял, что Фриц не притворяется подошел к креслу и
слегка его встряхнул. Когда Фриц открыл глаза человек высказал
неудовольствие сказав, что он заплатил кучу денег и требует
внимание Фрица. Фриц повернулся, вынул свой бумажник, выписал
ему чек на 10 долларов и снова закрыл глаза засыпая.
|