ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ФРЕДЕРИКА ПЕРЛЗА
ХРОНОЛОГИЯ
ЖИЗНИ ФРЕДЕРИКА ПЕРЛЗА
Этот текст
предназначался для предисловия к изданию 1969 г. книги
«Эго, голод и агрессия» издательством Рэндом-хаус
(отсюда ссылки на «эту книгу»), однако почему-то
не вошел в него.
1893
Время
рождения. Место: Берлин. Мать любящая, амбициозная. Любит искусство,
ненавидит отца. Отец ненавидит мать, любит женщин; также играет гранд-мастера
масонов. Грузный и веселый. На публике оба дружелюбны.
Замешательство.
1903
Способный
мальчик в начальной школе; всегда лучший, без домашних работ.
Протестирован для средней школы; никогда не слышал о фракциях.
Ошеломлен. Шок провала. Замешательство.
1910
Гимназия — нелюбящие, грубые учителя. Способности утеряны,
ненавижу школу. Мастурбационный конфликт; не могу овладеть запрещенным
сексом. Психиатр прописывает бромиды и упражнения. Не верю ему.
Помощник не помогает. Замешательство.
1911
Нахожу свой мир. Влюбляюсь. Поэзия, философия и более
всего — театр. Макс Рейнхард, основатель современного
театра, — "режиссирует" вашими ушами: слушай, слушай,
слушай! Холсты и крашенные подпорки выброшены. Три измерения.
Делает сцену реальной. Обращает мир в сцену. Что есть реальность.
Замешательство.
1913
Колледж. Дядя Герман Штауб, величайший адвокат Германии. Но
я ненавижу юстицию, не хочу идти по его стопам. Изучать
психологию? Чепуха. Я согласен. Психология —
Вундт — заучивание бессмысленных слогов. Замешательство.
И есть Фрейд. В его словах много смысла; видит проблему
секса. Изучаю скорее медицину (без интереса) — это открывает
дверь к философии, физиологии. Меньше замешательства в жизни;
вижу перспективы.
1914
Мир взрывается. Жизнь в агонии окопов. Бесчувственность. Ужас
жизни и ужас умирания. Замешательство.
1918
Выжил. Мятежно ударился в политику. Большое замешательство.
1921
Доктор медицины. Беспокойный. Не хочу успокаиваться. Доктор дядя
осмеивает идеи желания исцелять болезнь разговором. Но саднящие души (ты-я)
нуждаются в ориентации. Неуклюже подбираюсь к психиатрии
с лекарствами, электроштуками, гипнозом и разговором.
Замешательство.
1922
Начинаю заново. Самое возбуждающее. Мы — Мы! Я расширяю
несемейный мир. Мы: богема, наши тропы — нехоженные. Актеры,
художники, писатели. Создающие новый мир. Баухаус, Брюкке,
дадаизм — новое движение буквальности. Открываю гуру: С.
Фридландер (Первая глава) — «Творческое
безразличие». Открываю нулевую точку как центр —
ничего простирается в противоположное нечто. Впервые твердая точка
опоры. Нащупываю. И меньше замешательства.
1925
Начал семь лет бесполезной жизни на кушетке. Чувствовал, что был глуп.
Наконец, Вильгельм Райх, тогда еще в здравом уме, привнес
некоторый смысл. И Карен Хорни, которую я любил.
Остальные — самоуверенные подражатели, исказившие добрые
намерения Фрейда. Замешательство.
1926
Курт Гольдштейн, франкфуртский невролог. Гениальный нейропсихиатр.
Концепция организма-как-целого. Ориентирован на гештальт.
В его словах много смысла, но я еще увлеченный и верный
фрейдистам, ему сопротивляюсь. Замешательство.
1927
Франкфурт, Вена, Берлин. Больше анализа, супервизий. Фенихель, Дойч,
Хитшван, Хаппель и т.д. Стал настоящим wisdomshitter. Привожу
в замешательство других.
1930
Женитьба. Позднее два ребенка, четыре внука. Наблюдатель. Не
добропорядочный муж. Жена Лора увлечена экспрессивным
движением — Гиндлер. Еще нет интеграции сомы и психе.
Пока замешательство в отношениях психика-тело.
1934
Раннее бегство от гитлеровского режима. Еще глубоко погруженный
в классический анализ, я еду проповедовать фрейдовское
евангелие в Южную Африку. Все еще в замешательстве.
1936
Поехал в Мариенбад на фрейдистский конгресс. Первая статья:
«Оральные сопротивления». Отвергнута. «Сопротивления
всегда анальны» !!! Возмущен. Первый разрыв с ортодоксами.
Водоворот замешательства, но родился центр уверенности: «Я знаю
лучше». Что? Я знаю лучше, чем Боги? Да, да, да! Я могу
видеть, они полуслепы. Не так слепы как материалисты
и спиритуалисты, но и у них полно предрассудков. Возможно,
однажды я найду истину. Да — помпезная
мысль — истину!
1937
Обратно в Южную Африку. Борьба за то, чтобы выбраться из зыбучих
песков свободных ассоциаций. Возвращение к гольдштейновской
концепции организма-как-целого. Все еще слишком узко.
У нашего премьер-министра, Яна Смутса, есть ответ:
экология. Организм-как-целое-включенный-в-окружение. Это
становится Единицей. Рождается объективно-субъективная
идентичность. Фрейдовское понятие катарсиса — это
возникающий гештальт. Не в бессознательном, а прямо на
поверхности. Очевидное возлагается на трон. Невротик —
человек, слепой к очевидному.
1940
Я учусь печатать, медленно погружаясь в скуку. Почему мысли не
вытекают на лист бумаги? Делая это, я открываю идею за идеей.
Формируются глава за главой. Концепции, которые я воспринял,
возражения, которые я отверг. Возник новый подход к человеку
в здоровье и недуге. Я прекратил быть аналитиком.
Я понял агрессию — не мистическую энергию, рожденную
Танатосом, а инструмент для выживания. Такие концепции как рефлекс
(стимул — реакция) и инстинкты как устойчивые свойства
устарели, развалились, уступили место новой перспективе, хотя
и все еще сегодня доминируют. Механистичное, каузальное мышление
прошлого века сменилось процессом, структурой
и функцией — мышлением электронной эпохи.
«Как» сменило «почему». Перспектива
и ориентирование превзошли рационализацию и догадки. Даже "я"
(а для Фрейда Эго есть "я", а не концепция самости) растворилось
в функции идентификации (Часть II, глава 7).
1941
Книга закончена. Пересмотреть и отредактировать или оставить как
есть? Нет. Пусть будет. В ней много недочетов, мой английский
часто хромает, плохо выбраны примеры — но это "я". Мое
замешательство начинает уходить, но я часто еще огорчен
и запутан, пока идея не возникает ясно и твердо. Тема
«Эго, голода и агрессии» должна быть неприемлема для
Фрейда, ибо она ведет к ассимиляции. Чуждый материал становится
частью Самости и ее ростом. Фрейдовская идиома Эго —
это совокупность частей: интроекций (Часть II, главы пять и семь).
Прослеживаемых, анализируемых. Но ассимиляция — это
интеграция. Недостаток агрессии, примененной на стадии ввода (голода)
и деструктурирования (разрушения, разжевывания, подготовки для
усвоения) внешней ментальной и психической пищи, предотвращает
созревание и становление «самости». Идея ассимиляции
лежит в основе фрейдовской модели структуры человека, особенно
отношений Суперэго — Эго — инстинктов, и его
однобокого взгляда на жизнь как борьбу Эроса — Танатоса.
Психоанализ обернулся закрытой, неизменной и неизменяемой
системой, полной объяснительности, но упускающей самоочевидное
понимание. Психоанализ — это болезнь, прикидывающаяся
лекарством. Неуспешные лечения от трех до двадцати с лишним лет
перевешивают скромный успех. Я испытываю меньше замешательства.
Я начинаю видеть. Но многие проблемы остаются.
1942
Первая публикация этой книги в Дурбане, Южная Африка. Хорошие
рецензии, но небольшие продажи. Показываю книгу Марии
Бонапарт — подруге Фрейда. Результат: «Если Вы больше
не верите (!!!) в теорию либидо, лучше сразу под этим
подпишитесь». Теория либидо — вопрос веры? Я едва
верю своим ушам. Но самодовольно наплевав на это глупое, ненаучное
заявление, я принимаю разрыв и неудачу. Вступаю в армию
как психиатр. Психоанализ здесь — белый слон. Психотерапия,
впрочем, имеет место. Сначала интернисты заявляют: за каждым неврозом
стоит язва желудка. Но в конце они говорят: Перлз, ты прав, за
язвой стоит невроз.
1946
Уйдя из армии, отправляюсь в Штаты. «Аллен
и Анвин» публикуют эту книгу. Снова преждевременно: реакция
невелика.
1950
Выкристаллизовывается теория осознания. Изобретен термин гештальт-терапия.
Придумываю эксперименты, относящиеся к топологии
осознания — к смешанному осознанию себя и мира.
В соавторстве с Р. Хефферлайном и П. Гудманом выходит
книга «Гештальт-терапия». Освистана
академическими гештальт-психологами. Но гештальт-терапия
не увлечение на вечер. Продажи возрастают год от года.
1960
Начинается закат психоанализа. Слишком много разочарований. Из Европы
приходит волна экзистенциальной психиатрии. Также начинается признание гештальт-терапии.
Уилсон ван Дузен пишет: «Гештальт-терапия дополняет
феноменологию, обеспечивая ей практическую основу».
Экзистенциальная психиатрия тоже оборачивается разочарованием. Слишком
много болтовни и слишком много концепций.
1962
Экзистенция: роза есть роза есть роза. Переживаемый феномен как
окончательный гештальт! Не религиозно-оринтирован как
Бубер, Тиллих и Марсель; не ориентирован на язык как Хайдеггер; не
коммунистически-ориентирован как Сартр; не
психоаналитически — как Бинсвангер. Где же
невербальное? Изучаю дзен в Японии. Тоже разочарован.
1964
Присоединяюсь к институту Исален. Тем, чем был в Германии
Баухаус для создания нового стиля в архитектуре и искусстве,
тем является Исален как практический центр для третьей
волны — гуманистической психологии.
1966
Гештальт-терапия приобретает известность за пределами Штатов.
Заполним ли мы пустоту, оставшуюся после психоанализа
и экзистенциализма? Можем ли обеспечить товар? Пришли ли
мы, чтобы остаться?