Автор:
Р. Фюр
Этот
текст взят из журнала DV6 (Немецкой ассоциации гештальт-терапевтов)
"Гештальт-терапия", N1/88. Журнал выходит 2 раза в год, посвящен в
основном анализу теории и практики гештальт-терапии, а также некоторым
ее прикладным аспектам, в частности, дискуссии о гештальт-педагогике
занимают определенное место на страницах журнала.
Рейнгард Фюр - доктор
педагогических наук, руководитель дидактических общешкольных
исследований, доцент Геттингенского Университета, в качестве
дополнительного образования окончил курс гештальт-терапии и
гештальт-педагогики.
В связи с интенсивным развитием
гештальт-педагогики в России (мы используем гештальт-подход при
психологическом тренинге учителей и школьных психологов начиная с 1989
года, свыше 1000 учителей из разных инновационных образовательных
учреждений обнаружили интерес к концептуальным представлениям гештальта
и его прикладным аспектам), краткое изложение ее базовых принципов и
содержания гештальт-педагогической подготовки педагогов может оказаться
полезным для всех, кто интересуется применением гештальт-подхода в
образовании.
Н. Долгополов.
Гештальт-педагогика -
гештальт-философски и гештальт-терапевтически обоснованная практика в
педагогической области: основные сферы как например, школьные занятия
во всех формах; подготовка, переподготовка и повышение квалификации
педагогов; общинная и общественная работа; работа с учебными группами в
различных контекстах.
Каждый раз для специфического
контекста для ситуации и деятельности гештальт-педагоги дополнительно
привлекают релевантные своей практической сфере понятия и методы в той
мере, насколько они совместимы с основными положениями
гештальт-философии и гештальт-терапии.
Основные
принципы философии и теории гештальт-терапии [1].
- Учение понимается как процесс
контакта на границе живой и автономной системы в поле "организм /
среда". Этот процесс контакта может быть представлен в идее
циклического движения "фигура - фон" со всеми прерываниями и
нарушениями. - Знание и познание рассматриваются не как объективно
данные, когда речь идет об их усвоении, а как творческий созидательный
акт индивида или группы в процессе контакта.
- Учащийся рассматривается как живой
целостный организм, чей процесс контакта поддерживается следующими
функциями Я: Оно, Эго, функцией персона. Поддерживающие функции Я
формируются чередований влияний различного рода: индивидуальной
биографии, социальных, культурных и экономических условий и
приспосабливаются к возникающим новым ситуациям лучшим или худшим
образом.
- Цель учебного процесса - это
эволюция "живого" в поле "организм / среда" посредством порождения
порождение многообразия, посредством чередования хаоса и порядка, а
также путем разрушения старого и складывания нового.
Принципы
организации оформления и рефлексии гештальт-педагогической практики:
- Гештальт-педагогическая
практика складывается как диалектическая смена сознательного опыта
теоретической рефлексии (саморефлексии). Теоретически и субъективно
проводимое связывание всех учебных содержаний и всего опыта в учебном
процессе в каждом случае придает смысл вышеуказанному контексту
(истории жизни, культурным, институциональным, политическим ситуациям).
- Гештальт-терапевтические
действия и размышления концентрируются на структурах и образцах,
которые выражаются во взаимосвязи в поле организм - среда и подвержены
историческому изменению. Эти структуры и образцы становятся доступными
и развиваются посредством тем и заданий, а также посредством
сознательного опыта в ходе учебного процесса и его (само-) рефлексии.
Гештальт-педагогическая
подготовка и повышение квалификации.
Оба этих процесса концентрируются на
"личностно образовании" (формировании) педагогов и на их
профессиональном анализировании.
Личностно-образовательные аспекты
подготовки и повышении квалификации заключаются, наряду с общим,
основополагающим гештальт-терапевтическим внутренним опытом человека
(Selbsterfahrung), прежде всего, в следующем:
- наработка собственной истории
учения: в особенности важным является отношение к авторитетам и
образовательным учреждениям, стимулирование/угнетение собственного
творческого потенциала и спонтанности.
- работа с близостью и дистанцией,
симпатией и антипатией, а также с предрассудками против других людей,
деловых сфер и вещей.
- осознание и расширение собственных
возможностей в принятии критики и одобрении, а также возможностей
самому критиковать и одобрять.
- осознание и дальнейшее развитие
собственных образцов поведения при общении с хаосом и порядком, с
невероятными ситуациями, кризисами и конфликтами.
- осознание и расширение
возможностей быть видным в учебной группе как личность и оберегать это.
- сознание, выходящее за пределы
собственных учебных возможностей и препятствий и субъективного
предпочтительного стиля учения.
- сознание, выходящее за
пределы собственных учебных возможностей и препятствий и субъективного
предпочтительного стиля учения.
Профессиональные аспекты подготовки и
повышения квалификации включают - наряду с общепедагогическими
способностями - прежде всего следующие способности и трудности:
- брать на себя функции руководителя
и справляться с ними; тем самым затрагивается проблематика идентичности
педагога в определенной ролевой функции, в учрежденческой и
политической взаимосвязи ("компетенция в руководстве").
- вступать в более долгосрочные
педагогические связи, сохранять и формировать их ("компетенция в
отношениях").
- воспринимать и понятийно
определять групповой процесс и процесс каждого в группе (включая себя
самого) ("компетенция в групповой динамике").
- планировать и структурировать
учебный процесс группы и каждого в отдельности посредством
формулирования целей и задач, посредством временного и
пространственного оформления, посредством применения различных,
приспособленных для тематики и контекста методов изображения и работы,
а также посредством проверки и подведения итогов учебных результатов.
("дидактическая компетенция").
- оценивать готовность и возможности
участника целостно отвечать на требования учебного процесса;
поддерживать этого человека в его готовности и способностях соразмерно
его потребности в этом, вместо того, чтобы превышать или принижать
требования.
- консультировать группу и
отдельного человека, в особенности, принимая во внимание
дополнительную, вспомогательную или дальнейшую учебную деятельность
("педагогическая консультационная компетенция").
Пограничные
области с другими сферами применения гештальта.
Гештальт-педагогика имеет
самобытную сферу задач в организации и творческом формировании учебного
процесса для группы и каждого в отдельности. Гештальт-педагогика
граничит, с одной стороны, с областью терапевтических задач, которая
охватывает совокупность специальных аспектов биографического углубления
(например, наработка индивидуальной и специфической для поколений
жизненной истории), с другой стороны, - с консультированием, где
проясняются проблемы и затруднения отдельного человека и учебный
процесс соотносится с условиями в поле среды, где предоставляется уже
готовая информация. Благодаря использованию запаса знаний - также
развиваемых в педагогических традициях - гештальт-педагогика может
оказывать плодотворное влияние на терапию и консультирование и наоборот
(напр. руководство по рефлексии общего учебного процесса, по сбору и
переработке информации, по использованию самобытных возможностей, по
выявлению препятствий к обучению etc.), а также быть действенным против
вызванной школьными и аналогичными школьным стрессовыми ситуациями
невротизации учащихся.
[1] Приминительно к базовым
педагогическим понятиям (прим. ред.)