28 Мар, 2024 г. - 13:06  
Сергей Станиславович - Психотерапевтическая Практика  
 

Поиск по сайту


ПРАКТИКА

Bullet4 Главная
Bullet11 Обо мне
Bullet11 Психотерапия от Алексеева
Bullet11 Ода дистанционной психотерапии
Bullet11 Психолог, психиатр или психотерапевт?
Bullet11 Как выбрать психотерапевта?
Bullet4 Поговорим
Bullet11 О паническом расстройстве
Bullet11 Паническое расстройство, взгляд на проблему
Bullet11 О гештальттерапии
Bullet11 О деньгах
Bullet4 Размышления...
Bullet11 ...над книгой И.Ялома "Дар психотерапии"
Bullet4 Психотерапия и лекарства
Bullet11 Злоупотреление безодиазепинами
Bullet4 Детская комната
Bullet11 Готовы ли вы к рождению ребёнка? Тест
Bullet11 Из дневника двухлетнего ребёнка
Bullet4 О смерти
Bullet11 Из дневника неродившегося младенца
Bullet11 Сказка про кота
Bullet11 Натюрморт (И. Бродский)
Bullet4 Психотерапия и жизнь
Bullet11 У нищих слуг нет
Bullet11 Спасение умирающих – дело самих умирающи...
Bullet11 Семейная таблетка
Bullet11 Министерский "откат"
Bullet4 Ха-ха-ха!
Bullet11 Что мы знаем о фобиях (видео)
Bullet11 Группа "Прощай фобии" (видео)
Bullet4 Где, как и сколько стоит?
Bullet11 Стоимость
Bullet11 Условия
Bullet11 Что нужно для дистанционной психотерапии...
Bullet11 Студентам псифака
Bullet11 Контакты
Bullet4 ФОРУМ психотерапия и общение

Логин

 



 


Все еще не зарегистрировались? Регистрация сделает комфортными Ваши посещения этого сайта, предоставит доступ ко многим дополнительным сервисам и настройкам, которые для анонимного пользователя недоступны.

Сейчас на сайте

Сейчас, 370 гостей и 0 посетителей онлайн..

Вы анонимный пользователь.

Язык

Выберите язык интерфейса:

Тезисы о гештальт-педагогике, Р. Фюр
.: Дата публикации 13-Янв-2006 :: Просмотров: 5257 :: Обзор :: Печатать текущую страницу :: Печатать все страницы:.
Тезисы о гештальт-педагогике

ТЕЗИСЫ О ГЕШТАЛЬТ-ПЕДАГОГИКЕ

Автор: Р. Фюр

Этот текст взят из журнала DV6 (Немецкой ассоциации гештальт-терапевтов) "Гештальт-терапия", N1/88. Журнал выходит 2 раза в год, посвящен в основном анализу теории и практики гештальт-терапии, а также некоторым ее прикладным аспектам, в частности, дискуссии о гештальт-педагогике занимают определенное место на страницах журнала.

Рейнгард Фюр - доктор педагогических наук, руководитель дидактических общешкольных исследований, доцент Геттингенского Университета, в качестве дополнительного образования окончил курс гештальт-терапии и гештальт-педагогики.
В связи с интенсивным развитием гештальт-педагогики в России (мы используем гештальт-подход при психологическом тренинге учителей и школьных психологов начиная с 1989 года, свыше 1000 учителей из разных инновационных образовательных учреждений обнаружили интерес к концептуальным представлениям гештальта и его прикладным аспектам), краткое изложение ее базовых принципов и содержания гештальт-педагогической подготовки педагогов может оказаться полезным для всех, кто интересуется применением гештальт-подхода в образовании.
Н. Долгополов.

Гештальт-педагогика - гештальт-философски и гештальт-терапевтически обоснованная практика в педагогической области: основные сферы как например, школьные занятия во всех формах; подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов; общинная и общественная работа; работа с учебными группами в различных контекстах.

Каждый раз для специфического контекста для ситуации и деятельности гештальт-педагоги дополнительно привлекают релевантные своей практической сфере понятия и методы в той мере, насколько они совместимы с основными положениями гештальт-философии и гештальт-терапии.

Основные принципы философии и теории гештальт-терапии [1].

  • Учение понимается как процесс контакта на границе живой и автономной системы в поле "организм / среда". Этот процесс контакта может быть представлен в идее циклического движения "фигура - фон" со всеми прерываниями и нарушениями. - Знание и познание рассматриваются не как объективно данные, когда речь идет об их усвоении, а как творческий созидательный акт индивида или группы в процессе контакта.
  • Учащийся рассматривается как живой целостный организм, чей процесс контакта поддерживается следующими функциями Я: Оно, Эго, функцией персона. Поддерживающие функции Я формируются чередований влияний различного рода: индивидуальной биографии, социальных, культурных и экономических условий и приспосабливаются к возникающим новым ситуациям лучшим или худшим образом.
  • Цель учебного процесса - это эволюция "живого" в поле "организм / среда" посредством порождения порождение многообразия, посредством чередования хаоса и порядка, а также путем разрушения старого и складывания нового.

Принципы организации оформления и рефлексии гештальт-педагогической практики:

  • Гештальт-педагогическая практика складывается как диалектическая смена сознательного опыта теоретической рефлексии (саморефлексии). Теоретически и субъективно проводимое связывание всех учебных содержаний и всего опыта в учебном процессе в каждом случае придает смысл вышеуказанному контексту (истории жизни, культурным, институциональным, политическим ситуациям).
  • Гештальт-терапевтические действия и размышления концентрируются на структурах и образцах, которые выражаются во взаимосвязи в поле организм - среда и подвержены историческому изменению. Эти структуры и образцы становятся доступными и развиваются посредством тем и заданий, а также посредством сознательного опыта в ходе учебного процесса и его (само-) рефлексии.

Гештальт-педагогическая подготовка и повышение квалификации.

Оба этих процесса концентрируются на "личностно образовании" (формировании) педагогов и на их профессиональном анализировании.

Личностно-образовательные аспекты подготовки и повышении квалификации заключаются, наряду с общим, основополагающим гештальт-терапевтическим внутренним опытом человека (Selbsterfahrung), прежде всего, в следующем:

  • наработка собственной истории учения: в особенности важным является отношение к авторитетам и образовательным учреждениям, стимулирование/угнетение собственного творческого потенциала и спонтанности.
  • работа с близостью и дистанцией, симпатией и антипатией, а также с предрассудками против других людей, деловых сфер и вещей.
  • осознание и расширение собственных возможностей в принятии критики и одобрении, а также возможностей самому критиковать и одобрять.
  • осознание и дальнейшее развитие собственных образцов поведения при общении с хаосом и порядком, с невероятными ситуациями, кризисами и конфликтами.
  • осознание и расширение возможностей быть видным в учебной группе как личность и оберегать это.
  • сознание, выходящее за пределы собственных учебных возможностей и препятствий и субъективного предпочтительного стиля учения.
  • сознание, выходящее за пределы собственных учебных возможностей и препятствий и субъективного предпочтительного стиля учения.

Профессиональные аспекты подготовки и повышения квалификации включают - наряду с общепедагогическими способностями - прежде всего следующие способности и трудности:

  • брать на себя функции руководителя и справляться с ними; тем самым затрагивается проблематика идентичности педагога в определенной ролевой функции, в учрежденческой и политической взаимосвязи ("компетенция в руководстве").
  • вступать в более долгосрочные педагогические связи, сохранять и формировать их ("компетенция в отношениях").
  • воспринимать и понятийно определять групповой процесс и процесс каждого в группе (включая себя самого) ("компетенция в групповой динамике").
  • планировать и структурировать учебный процесс группы и каждого в отдельности посредством формулирования целей и задач, посредством временного и пространственного оформления, посредством применения различных, приспособленных для тематики и контекста методов изображения и работы, а также посредством проверки и подведения итогов учебных результатов. ("дидактическая компетенция").
  • оценивать готовность и возможности участника целостно отвечать на требования учебного процесса; поддерживать этого человека в его готовности и способностях соразмерно его потребности в этом, вместо того, чтобы превышать или принижать требования.
  • консультировать группу и отдельного человека, в особенности, принимая во внимание дополнительную, вспомогательную или дальнейшую учебную деятельность ("педагогическая консультационная компетенция").

Пограничные области с другими сферами применения гештальта.

Гештальт-педагогика имеет самобытную сферу задач в организации и творческом формировании учебного процесса для группы и каждого в отдельности. Гештальт-педагогика граничит, с одной стороны, с областью терапевтических задач, которая охватывает совокупность специальных аспектов биографического углубления (например, наработка индивидуальной и специфической для поколений жизненной истории), с другой стороны, - с консультированием, где проясняются проблемы и затруднения отдельного человека и учебный процесс соотносится с условиями в поле среды, где предоставляется уже готовая информация. Благодаря использованию запаса знаний - также развиваемых в педагогических традициях - гештальт-педагогика может оказывать плодотворное влияние на терапию и консультирование и наоборот (напр. руководство по рефлексии общего учебного процесса, по сбору и переработке информации, по использованию самобытных возможностей, по выявлению препятствий к обучению etc.), а также быть действенным против вызванной школьными и аналогичными школьным стрессовыми ситуациями невротизации учащихся.


[1] Приминительно к базовым педагогическим понятиям (прим. ред.)

.: Вернуться в документ Гештальт-терапия: теоретические положения :: Вернуться в меню Документов :.


Сергей Станиславович - Психотерапевтическая Практика

Яндекс.Метрика
Хостинг КОМТЕТ